Ярмарочное движение в Украине имеет многовековую историю. Уже в 40-х годах XІХ века здесь было 12 тысяч ярмарок, в том числе 178 больших и средних. Сорочинская не была ни самой большой из них, ни самой известной. Село Великие Сорочинцы Миргородского района, наверно, так и осталось бы, как и много других сел Полтавщины, малоизвестным, если бы его не прославил на века великий земляк — украинский и российский писатель Николай Васильевич Гоголь. Именно здесь, в домике, который в начале XІХ века принадлежал известному тогда на Миргородщине врачу Трохимовскому, и родился будущий писатель. Об этом напоминают экспонаты Великосорочинского литературно-мемориального музея Н.В. Гоголя, основанного в 1929 году и памятник ему перед фасадом музея.
Во времена писателя поселение имело статус городка. Когда-то давно оно еще называлось Краснополь, а с 20-х годов ХVІІ века уже известно как Сорочинцы. В 1646 году этот населенный пункт, как и много других, захватил украинский магнат Вишневецкий, которому до 1646 года, до начала Освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого, принадлежала почти вся территория Полтавщины. С введением Б. Хмельницким, на освобожденной от польских магнатов и шляхты территории, нового полкового административно-территориального и военного устройства, Сорочинцы становятся сотенным городком Миргородского полка. Здесь появляются имения казацкой старшины. Владение в Сорочинцах и в соседнем Хомутце имел хомутецкий сотник, а позже миргородский полковник Павел Апостол, который некоторое время был и наказным гетьманом. Его сын Даниил Апостол получил от Ивана Мазепы универсал на владение Сорочинцами и Хомутцом. При Петре ІІ, когда Россией фактически правил Александр Меньшиков, в Украине появилась возможность для возвращения казацкого самоуправления, выбора нового гетьмана, которым стал Даниил Апостол. В 1732–1734 годах в Сорочинцах, по заказу гетьмана, сооружается красивая Спасо-Преображенська церковь в стиле барокко. Центральная часть храма увенчана многозаломным куполом на двенадцатигранном барабане. В интерьере господствует чудесный семиярусный резной иконостас, образованный тремя иконостасами, которые состоят более чем из ста икон. А на стене — гетьманский герб.
22 марта 1809 года в этой церкви была сделана запись в церковную книгу о том, что 20 марта (1 апреля по новому стилю) родился, а 22 марта был крещен Н.В. Гоголь.
В своем первом произведении из цикла повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832 гг.), которые и принесли Н.В. Гоголю большую популярность, писатель проявил и большую любовь к Украине, и глубокое знание сокровищ украинского народного творчества и своеобразие быта своего народа. В повести «Сорочинская ярмарка», которая является составляющей этого цикла, Николай Васильевич воссоздал поэзию народной жизни, реалистично отобразил разных представителей украинского народа, мастерски украсил все это острым юмором.
Вот как описывает Н.В. Гоголь, как люди отовсюду едут на ярмарку: «Такою роскошью блистал один из дней жаркого августа тысячу восемьсот… восемьсот… Да, лет тридцать будет назад тому, когда дорога, верст за десять до местечка Сорочинец, кипела народом, поспешавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку. С утра еще тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, кажется, скучая своим заключением и темнотою; местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо выказывалась из высоко взгроможденного на возу плетня и привлекала умиленные взгляды поклонников роскоши. Много прохожих поглядывало с завистью на высокого гончара, владельца сих драгоценностей, который медленными шагами шел за своим товаром, заботливо окутывая глиняных своих щеголей и кокеток ненавистным для них сеном.
Одиноко в стороне тащился на истомленных волах воз, наваленный мешками, пенькою, полотном и разною домашнею поклажею, за которым брел, в чистой полотняной рубашке и запачканных полотняных шароварах, его хозяин…».
Ярмарки продолжали существовать вплоть до 20-х годов ХХ в., а тогда были закрыты совсем. Вся торговля на селе перешла к кооперации и под контроль государства.
В 1966 году ярмарки начинают возрождаться, и открывает, возрождает эту давнюю традицию Сорочинская ярмарка. На нее съезжается много представителей разных организаций и предприятий — торговых и производственных не только из Полтавщины, но и из многих других областей Украины, из-за границы. Много людей приезжало в Сорочинцы, чтобы приобрести разнообразные, дефицитные в то время товары. Их не останавливало даже то, что ярмарочная площадь представляла собой необорудованное поле, без каких-либо условий для участников и гостей.
Период перестройки и распада Советского Союза, первых лет независимости, когда Украина переживала сплошной товарный голод и инфляцию, мог стать началом конца Сорочинской ярмарки. Она проводилась уже практически по инерции, но не вызвала ни у кого энтузиазма, ни у организаторов, ни у участников и была головной болью и для тех и для других. А сама ярмарка, будто живое существо, терпела и ждала, когда же, наконец, появятся люди, которым она будет небезразлична и которые захотят вернуть ее к жизни. И дождалась… информация с сайта
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Побывав на ярмарке и не заехать в село и не посмотреть церковь Преображения Господнего мы себе такого не могли позволить. И мы поехали ее искать.......
Въехав в само село (а оно не маленькое), перед нами предстала красота.
Спойлер:
Начато строительство церкви было в 1728 году, через год после того, как миргородскому полковнику Даниилу Апостолу была пожалована гетманская булава. Наиболее достоверным есть то, что главным зодчим храма был Степан Ковнир, который построил так же замечательные архитектурные ансамбли и в Киево-Печерской лавре. Внешне церковь очень величественна, украшена по фасаду прекрасным лепным декором, так называемым "рушниковым узором".Толщина кирпичных стен достигает полутора метров.
Этот в плане крестообразный храм в стиле украинского барокко изначально был девятикупольным, но после пожара 1811года вызванного молнией был отстроен только пятикупольным, каким мы видим его и поныне. В интерьере храма сохранился уникальный иконостас, размером 22 на 17 метров, вырезанный из липы и первонаячально покрытый золотом, которое на сегодняшний день к сожалению не сохранилось. Поскольку фотографирование в храме не благословляется, то иллюстрации к рассказу пришлось позаимствоать из купленной в храме брошюры.
Глубина сквозной ажурной резьбы в некоторых местах достигает 20-25 см, что создает чувстволегкости и духовного возвышения. Это полный пятиярусный иконостас, в котором сохранились почти все иконы, а их более ста. Весь иконостас делится на три части (приделы). Центральный - Преображения Господнего, в честь этого праздника освящен весь храм. Правый придел - в честь Святой Троицы
И левый в честь Покровы Пресвятой Богородицы
Если рассматривать иконостас по горизонтали, то в цокольном, первом ряду выставлены гербы основателей храма, гетмана Даниила Апостола и его сына, миргородского полковника Павла Апостола.
Во втором, ряду, среди главных икон иконостаса находится и икона святого пророка Даниила - небесного покровителя гетмана. Храмовая икона - "Преображение Господне".
Заканчивается центральная часть иконостаса изображением распятия Иисуса Христа. Чуть ниже на фоне двухглавого орла находится икона Божьей Матери "Знамение". Признаться был сильно удивлен, обнаружив один из символов императорской власти на своем месте в целости и созранности.
Есть предположение, что иконы писал вместе с сыновьями и подмастерьями сам Лука Боровик - представитель известной династии Боровиковских, которые жили в Миргороде. В 1731 году зо проявленную храбрость в боях, украинский гетман Даниил Апостол был награжден одной из самых почетных наград - орденом святого Александра Невского. По преданию, при разработке будущего гетманского герба изображение этого ордена было взято за основу. Сохранился оригинальный чугунный пол из квадратных плит со стороной приблизительно сантиметров 70. В храме прекрасная акустика, что также говорит о отм, что этому вопросу уделялось большое внимание при строительстве храма. Свято-Преображенская церковь должна была стать не только главным храмом полка и гетманским храмом , но и усыпальницей самого гетмана и его семьи - жены Ульяны и 9 детей, склеп расположен под церковью. В этом храме в 1809 году крестили будущего великого русского писателя Н.В.Гоголя.
информация с сайта
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Герда́н, герда́поникал, герда́нка, ге́рда, лу́чка, си́лянка, сильо́ванка, силенка, плетет́нка, плеті́нка, драби́нка, о́чко, а́лочка, пу́пчики, ла́нка - шейное бисерное украшение в виде узкой ленты, изготовленной из разноцветных бусин, нанизанных на нитяную, волосяную основу , что образуют пестрый геометрический, а порою растительный орнамент. Иногда на Львовщине гердани имели вид широкого цветного воротника, который закрывал всю грудь. Орнамент и его колорит обычно согласовались с вышивками определенной местности на рубашках. Часто гердани имеют форму петли из сплошной или ажурной полоски разной ширины, которая одевается через голову на шею; соединены спереди медальоном концы украшают грудь. На востоке Украины это украшение было неизвестно, случалась на Поділлі и Волыни, а в Галичине была чрезвычайно распространена. Вероятно, силянка пришла в Галичину из Венгрии.
Гердани и силянки в коллекции Музея народного искусства Гуцульщини и Покуття им. Йосафата Кобринського в Коломые.
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222