Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. В переводе с яванского «батик» означает «рисование горячим воском». Яванский традиционый батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах. Классический горячий батик - очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Сначала ткань держали в воде 1-2 дня для размягчения, потом стирали, сушили. Затем кипятили в рисовом крахмале 15 минут. После повторного высушивания ткань отбивали до мягкости деревянным вальком.
Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора "чантинга" (тьянтинг, тьянтин). Это небольшой, медный или латунный, сосуд с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке - ручке. Ткань, с нанесенным воском рисунком, на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. Последний цвет, как правило, черный или темно-коричневый. После окончания крашения ткань снова высушивали. Последняя операция - удаление с ткани воска. Для этого ее погружали в котел с горячей водой. Роспись одного отреза ткани размером 2Х2м могла длится от нескольких дней до нескольких недель.
Вот так выглядит традиционный яванский батик в котором преобладают яркие цвета
Со временем техника ручного батика применялась все реже. Штампы из тонких металлических проволок значительно ускорили процесс. Такой штамп окунали в расплавленный воск, потом прикладывали к полотну. Полученные контуры рисунков заливали краской. Если раньше на роспись одного куска ткани уходило от полутора-двух недель до двух лет, то с помощью штампов можно было сделать в один день до 20 кусков ткани.
В конце XVII века Европу покорили своей красотой индийские набивные ткани - ситцы. Штампом с нанесенным красителем наносили удары по ткани - набивали ткань. Сначала появилась набойка в одну краску. Существовало два способа такой печати - краской на полотно и, несколько похожий на классический батик, способ кубовой набойки. Во втором случае на ткань наносили расплавленный воск металлическим штампом. Потом всю ткань опускали в большой чан с красителем. Этот чан назывался кубом, отсюда и пошло название "кубовая набойка". Самым часто употребляемым красителем был синий индиго.
В конце XVII века появилась так называемая белоземельная набойка - цветная печать по белому фону. Тогда же стал применяться более сложный контурный рисунок из закрепленных на набоечной доске фигурно изогнутых металлических полос. Часто вокруг мотива набивали штырьки, похожие на гвозди без шляпок, которые при печати давали узор в виде различного размера горохов. Один из излюбленных мотивов набойки - так называемые огурцы. В печати использовались пигментные присыпки, для чего варили специальную клейкую массу из растительного масла. Масло кипятили 12 часов, после чего выливали в сосуд с холодной водой. На дно выпадал густой осадок, который сливали отдельно. Этим осадком печатали рисунок, который потом присыпали пигментами, часто блестящими.
В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций. Мастера пользовались тушью всего одного цвета, создавая удивительной красоты пейзажи. Кисть в руке художника то сильно и резко подчеркивала одни элементы, то плавными и нежными растеками обрисовывала другие. Сейчас мы называли бы эту технику свободной росписью. Обязательно асимметричная композиция, полная символических значений и противопоставлений, создает столь привлекательную, неповторимую гармонию.
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе. Современные версии ручной росписи ткани, опираясь на традиционные направления, подкреплены новыми технологиями. В горячем батике вместо пчелиного воска стали использовать парафин и стеарин. Сетка трещин, появляющаяся в процессе крашения в технике горячего батика, считавшаяся дефектом, приобрела значение интересного самостоятельного эффекта и стала неотъемлемой частью и символом этой техники. С изобретением клейкого материала, названного резервом, получила развитие принципиально новая техника росписи - холодный батик.
«Ирисы» на Яндекс.Фотках
Kalinka дебютантка
Меня зовут : ЮляНастроение : Откуда : Украина г.Сумы Спасибо : 26
В современном искусстве росписи тканей распространены несколько основных разновидностей батика . Это: - горячий батик - холодный батик - свободная роспись - техника шибори - узловой батик
1. Горячий батик
Горячий батик – это способ декорирования тканей с использованием расплавленного на паровой бане воска, как резервирующей основы. Это один из самый давних разновидностей батика. Именно им издавна пользовались индонезийцы и жители других стран востока для создания орнаментируемых тканей. Сам процесс создания батика достаточно длителен. Рисунок, который должен быть самого светлого цвета резервируют воском. Его наносят на подготовленную ткань с помощью тьянтингу (джаньтингу) – специальной медной леечки с загнутым тонким носиком. Потом ткань окунают в емкость с краской светлых цветов и когда она хорошо прокрасится и просохнет, процесс повторяютрисуя следующий элемент орнамента, который должен быть уже темнее. В зависимости от разноцветности и сложности орнамента его могут резервировать и окунать в краски разных цветов до двадцати раз. Для удаления воска, ткань последовательно опускают в емкости с кипятком. Это позволяет освободить рисунок от резерва и закрепить цвета на полотне. По сравнению с традиционным, создание современного горячего батика, достаточно упрощенное. Ткани используют достаточно тонкие и эластичные (шелк, шифон, батист), что позволяет не обрабатывать ее перед использованием. Большие емкости с краской используют достаточно редко, только для создания больших композиций. Чаще ткань красят с помощью кисти, что позволяет сразу создавать градацию цветов.Но и современном гарячем батике так-же как и в традиционном очень важно распределить поэтапность наложения цветов от самого светлого к самому темному, так как процес наложения воска остается темже, слой за слоем, цвет за цветом. Во время домашнего декорирования небольших плоскостей способом горячего батика, чтобы удалить воск, используют обычный утюг и бумагу. Для этого бумагу раскладывают в несколько слоев, сверху и снизу изделия, после чего проглажывают ткань утюгом. Во время этого процесса воск плавится и поглощается бумагой, потому, чтобы он не возвращался на ткань и не образовывал мажущиеся пятна, использованную бумагу нужно быстро заменять новой и так пока весь воск не выпарится.
Вот пример в картинках как поэтапно создается батик
Примеры Гарячего батика
Kalinka дебютантка
Меня зовут : ЮляНастроение : Откуда : Украина г.Сумы Спасибо : 26
Холодный батик – в своей основе имеет резервирование синтетическим соединением из парафина, резинового клея, канифоли и бензина - резервантом, который наносится специальной стеклянной трубочкой (рейсфедером). Трубочка должна иметь загнутый носик и резервуар для запаса резерванта в средней части. В отличие от горячего батика, где воском покрывается вся плоскость орнамента, в холодном батике, резервом прописываются лишь контуры желаемого рисунка, благодаря чему элементы композиции могут наноситься в любой последовательности. Толщина линий зависит от величины отверстия трубочки и чем он меньший, тем аккуратнее и филиграннее будет рисунок.Большое значение для качества наведения контура имеет наклон кончика трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если он загнут под более тупым углом, то при работе трубочку придется держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервирующей смеси, усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию резерванта по ткани.Еще одним обязательным условием является замкнутость контуров резерва, чтобы краска не попадала на соседние плоскости узора и несмешивалась в нежелательных местах. Для равномерного нанесения краски на ткань, используют ватные тампоны, губки, или кисти разной толщины. Для создания холодного батика со скрытыми контурами, ведение работы происходит с помощью послойного построения рисунка. Сначала контурами обводят лишь те места, где предусматривается оставить цвет фона, потом последовательно вводятся другие цвета. После каждого следующего слоя, ткань просушивают и резервируют следующие элементы рисунка. Так как при выполнении горячего батика, краски наносят от самого светлого к самому темному. Но в случае с холодным, на незарезервированные плоскости композиции в любой момент можно добавить более темные элементы
3. Свободная роспись
Свободная роспись – является наиболее интересным и своеобразным видом батика. Она выполняется без прокладки контуров резервирующими смесями, что позволяет создавать композиции подобные своей плавностью линий и живописностью к акварельному изображению. Такую роспись выполняют двумя способами: 1) по ткани загрунтованной раствором кухонной соли; 2) по чистой необработанной ткани.При использовании соляной основы текучесть красок ограничивается и можно работать свободными мазками. В случае выполнения рисунка на необработанной поверхности, краска растекается плавно переходя одна в одну. Выполняя роспись, можно использовать тампоны и кисти разнообразной величины и формы, от широких флейцев для покрытия больших поверхностей, к самым тонким колонковым для создания графическим элементам композиции. Свободная роспись хорошо совмещается с холодным батиком.Для этого ткань должна быть чистой необработанной соляным грунтом. При этом отдельные участки работы выполняются свободной росписью с графической проработкой элементов тонкой кистью или пером, другие ограничивают резервом и выполняются как обычный холодный батик. В этой работе видно как обьеденяются между собой элементы свободной росписи и холодного батика. Практически весь рисунок выполнен с помощью свободной росписи и лишь листья и елементы кошачьх мордочек выполнены в технике холодного батика. Помимо этого сдесь писутствует графическая проработка шерсти и веточек тонкими кистями.
Kalinka дебютантка
Меня зовут : ЮляНастроение : Откуда : Украина г.Сумы Спасибо : 26
Для создания декоративных эффектов в современном батику используют разнообразные дополнительные материалы. Присыпка сухими красителями – На влажной ткани, в нужных для композиции местах, осторожно рассыпают небольшое количество сухого красителя. Как только части порошка попадут на поверхность изделия, на нем появится узор из цветных точек-феерверкив. В зависимости от уровня влажности ткани, узор может варьироваться, от размытых пятен к графическим цветным точкам.Если в середину припорошенного участка капнуть воды, то эффект феерверка усилится. Соль – Кроме использования в качестве грунта, соль выступает и средством создания декоративных эффектов. Кристаллы соли притягивают влагу, а с ней и краску. Благодаря этому ткань вокруг становится светлее, а на месте соли формируются темные крапинки. Эффект от использования соли можно увидеть на этой работе, фон которой выполнен именно с использованием кристалов соли. Мочевина – химическое вещество, которое применяется для создания размытых светлых пятен путем разъедания цвета, похожих на множество ярких звездочек. Их величину очень трудно предусмотреть, так как она зависит от уровня влажности ткани, от насыщенности цветов и от структуры волокон полотна. Поэтому для получения желаемого результата, нужно предыдущее экспериментирование на лоскутке ткани. Приблизительно такой эфект может получится Кракле (кракелюр) – создание цветных трещин. Когда-то, в индонезийском батику, такой декоративный эффект считался браком, но в современном искусстве росписи тканей он получил самостоятельное значение. В настоящий момент при покрытии поверхности ткани воском, художник преднамеренно ее ломает, создавая случайные, но более-менее предсказуемые трещины. Для получения кракелюра в трещины предварительно втирают мильный раствор, и только после этого наносят цвет. Полученный узор напоминает трещины на сухой земле или глине,и придаёт работе ощущение нерукотворности. Очень хорошо виден эфект кракелюра в фоне этой работы
Kalinka дебютантка
Меня зовут : ЮляНастроение : Откуда : Украина г.Сумы Спасибо : 26
Мой мастер-класс по Батику с форума Сударушки Хотя вроде бы и показывать особо нечего, вся сложность не в технике а в наличии материалов.
Да уж. с чего бы начать. С начала материалы. Нам понадобится:
1. Краски для батика (или анилиновые красители для ткани, которые продают в порошковом виде на рынке) 2. Резервирующее средство (обычно берут прозрачное, купить можно в художественных салонах и местах где продают товары для творчества) 3. Трубочки для батика
4. Подрамник
5. ткань (в идеале это шелк или батист но учится на шелке не советую, кроме шелка можно взять шифон, рубашечную ткань тонкую) 6. кнопки или степлер строительный 7. Уайт-спирит 8. кисти большая и маленькая(№6 и №3) 9. тряпочки для рук кистей и трубочки промакивать
1) Для начал придумываем эскиз нашей работы основываясь на величине подрамника.
2) Натягиваем ткань на подрамник с помощью кнопок или степлера. Ткань не должна быть перетянута, и слабо натянутая тоже не подёт. нужно натянуть так чтоб ткань не провисала, но и не шлаполосами от перетяжки, у меня чуточку даже перетянута.
3) Подкладываем наш эскиз под ткань.С изнанки. Под низ можно что-то подложить чтоб рисунок плотно прилягал к ткани и был хорошо виден. (Если ткань плотная, например рубашечная, рисунок лучше навести маркером)
4) По подложеному рисунку переводим рисунок на ткань с помощью резервирующего средства и трубочки. (у меня оно синее, т.к. прозрачный закончился ;) ) Резерв в трубочку лучше набирать клизьмочкой или шприцом, только не набираем в клизьму, а воздух ею втягиваем с обратной стороны трубочкиЮ в то время как носиком самой трубочки набираем резерв. (ну у меня клизьмы нет, я так набираю ртом вдуваю, но это не очень полезно)
5) Когда резерв нанесен,ждем пока он высохнет и расписываем красками.
6) Пока фон мокрый можно наносить эфекты. Например мочевиной (это такое удобрение) Вон те маленькие горошинки это и есть мочевина
от нее получаются такие вот эфекты. Белые звёздочки по фону это оно.
7) Если работать в несколько слоёв, то обязательно нужно дожидать когда нижни высохнет иначе по мокрому резерв будет пропускать
8. В конце можно отдекорировать цветным резервом или специальными контурами по ткани. Ну у меня получились такие вот цветочки. не знаю почему выбрала такие цвета. Захотелось.
Kalinka дебютантка
Меня зовут : ЮляНастроение : Откуда : Украина г.Сумы Спасибо : 26
Резервирующее средство для батика не обязательно искать в магазинах. Проще и качественнее сделасть самому. Нам потребуются: резиновый клей марки «А», бензин «Галоша» и самые простые бесцветные хозяйственные свечи. Резиновый клей марки «А» представляет собой смесь на основе натурального каучука, растворённого в бензине, и продаётся расфасованным в тюбики по 50 грамм или в металлических банках, объемом 1 литр (его прямое назначение – заклеивать резиновую обувь). Никакой другой клей для приготовления резервирующего состава не подходит! Бензин «Галоша» - лучшая основа для резерва, так как он наиболее химически чистый и имеет слабый запах. Хозяйственный свечи используются в качестве парафинового сырья, но можно использовать и чистый аптечный парафин. Основной рецепт резерва: 200 грамм резинового клея 200-250 грамм бензина 20 грамм парафина. Потребуется металлическая посуда объёмом около 0,8-1 литра для приготовления резерва, широкая металлическая миска или кастрюля для водяной бани и ложка или металлический (стеклянный) шпатель для помешивания приготавливаемой смеси. Резиновый клей выдавливают из тюбиков в посуду, туда же добавляют отмеренное количество бензина, всё тщательно перемешивают. Затем к смеси добавляют натёртый или наструганный парафин и перемешивают. Посуда со смесью помещается в большую миску с горячей водой, желательно, чтобы уровень воды в миске доходил до уровня бензиново-клеевой смеси в меньшей посуде, что помогает смеси быстрее прогреваться. Вся эта водяная баня помещается или электрическую плиту и нагревается. Вода ни в коем случае не должна попасть в меньшую посуду. Смесь нагревается на водяной бане на слабом огне при постоянном помешивании до тех пор, пока не растворится полностью парафин. Критерием готовности резерва является появление большого числа мелких пузырьков, смесь словно закипает. Тогда её переливают в стеклянную банку с плотной крышкой и оставляют до полного остывания. Понятно, что все компоненты, входящие в состав резерва огнеопасны. Даже без контакта с открытым огнём пары бензина, скопившиеся над посудой с приготовляемой смесью, могут воспламениться. Поэтому весь процесс приготовления резерва должен проходить в проветриваемом помещении. Нельзя ни на минуту оставлять без присмотра посуду со смесью на водяной бане, пока она нагревается на плите. Будьте предельно внимательны! Однако, непосредственно сам процесс нагревания на плите непродолжителен – всего несколько минут. Его можно дополнительно сократить, если в широкую миску для водяной бани сразу налить очень горячую воду. Готовый резерв имеет слегка желтоватый или белёсый стенок и консистенцию жидкого мёда. Для тех, кто только начинает осваивать работу со стеклянной трубочкой, удобнее, чтобы резерв был более густой, а диаметр отверстия трубочки составлял примерно 3 мм. Для трубочек с отверстием около 1-2 мм, резерв должен иметь более жидкую консистенцию. Выбор толщины трубочки, а значит и ширины контурной линии при росписи, - это вопрос индивидуальных пристрастий, размера выполняемой росписи, толщины расписываемой ткани. Однако во всех случаях действует принцип: для более тонкой трубочки требуется более жидкий резерв. Для того чтобы развести резерв в него по каплям добавляется бензин и тщательно размешивается. Если резерв сильно загустел за время хранения, то необходимо банку с резервом поместить в посуду с горячей водой и по капле добавлять бензин до получения нужной консистенции. Использовать резерв можно будет только после его полного остывания. Если же резерв слишком жидкий, то достаточно оставить его на 10-12 часов в открытой посуде – часть бензина испарится, резерв загустеет. В случае, если такой простой способ оказался не эффективным, то придётся приготовить новую порцию теперь уже густого резерва, в которую заложить меньшее количество бензина, а затем смешать густой и жидкий резерв. Приготовленный резерв оставляет на расписанной ткани прозрачные контурные линии. В тех случаях, когда необходимы контурные линии конкретного цвета, резерв окрашивают, добавляя в него обезжиренную художественную масляную краску
Kalinka дебютантка
Меня зовут : ЮляНастроение : Откуда : Украина г.Сумы Спасибо : 26