В 1776 году, на реке Кильчень при впадениии ее в Самару основан новый губернский город -Екатеринослав. Однако, ввиду неудачного географического расположения на болоте и, как следствие, частых наводнений, болезней среди населения, которое успело достигнуть нескольких тысяч человек, просуществовал город здесь несколько лет. Малый герб города
22 января 1784 года издан указ об основании второго Екатеринослава на реке Днепр. Екатеринослав по первоначальному плану Екатерины Второй должен был стать «Третьей столицей Российской империи». Официально город был основан во время визита Екатерины Второй, которая заложила первый камень в строительство Преображенсуого собора 9 мая 1787 года. Екатеринослав же на Кильчени «переведен» на место современного Новомосковска. Губернские учреждения во время между 1-м и 2-м Екатеринославом располагались в старинном казацком городке Новые Кайдаки, известном с 1650 г. (сейчас часть Днепропетровска). Местоположение центра нового Екатеринослава (на холме) снова оказалось не очень удачным — сказывались трудности с водообеспечением. И городской центр стал постепенно «сползать» на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1747 г., когда на холме над ней поселился казак Лазарь Глоба и основал здесь сад (ныне - парк им. Глобы, в сов. время - им. Чкалова). Постепенно казацкая слобода была поглощена Екатеринославом, сейчас здесь — центр современного Днепропетровска. Несмотря на энтузиазм и грандиозные планы губернатора (с 1774 г.) Г. А. Потемкина по преврещению Екатеринослава в 3-ю столицу Империи, после смерти его (в 1791 г.) и Екатерины Второй, а также ввиду отсутствия средств в казне развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была лишь суконная мануфактура, основанная в 1794 году. К 1796 г. в городе насчитывалось лишь 11 каменных домов (в том числе дворец Потёмкина) и 185 деревянных домов, в то время как в соседнем Новом Кайдаке было 239 деревянных домов и мазанок. Население составляло лишь несколько тысяч человек (к 1804 г. — 6 389 человек). В 1796 году Екатеринослав по указу нового императора Павла был переименован в Новороссийск.
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 15:45
Екатеринослав — век XIX
В 1802 городу возвращено старое название. Население продолжало медленно увеличиваться. Так, если в 1804 году здесь проживало 6 389 человек, то к 1853 году — 13 011 человек. В 1838 году начала выпуск первая газета города — «Екатеринославские губернские ведомости». К 1862 году в городе было 315 каменных и 3060 деревянных домов, кроме суконной фабрики, действовали ряд заводиков: кирпичных, чугунолитейного, свечных, мыловаренных, салотопных и кожевенных. В 1873 году на левый берег (ст. Нижнеднепровск) пришла железнодорожная ветка от Харькова через Синельниково, но только через 11 лет состоялось открытие моста через р. Днепр и вокзала в самом Екатеринославе (на правом берегу Днепра). Железная дорога связала Донбасс (Ясиноватая) с Кривбассом. Благодаря открытию в районе Кривого Рога железорудных месторождений и угольных — в Донбассе началось бурное промышленное развитие края и его центра. В городе и его окресностях при активном участии французского и немецкого капитала появилось несколько металлургических заводов (успешно действующих по сей день). Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Империи. Город стал расти за счет образования возле заводов рабочих поселков. Население резко выросло — в основном, за счет мигрантов — с 22 816 человек в 1865 г. до 121 216 в 1897 г. В этом же 1897 г. бельгийские предприниматели запустили в Екатеринославе электрический трамвай — 3-й в Империи после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появляются ряд общественных, культурных и образовательных учреждений. К концу века население губернского центра состояло на 42 % из русских, на 35 % из евреев, и лишь на 16 % из украинцев.
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 15:46
Днепропетровск — век XX
Герб Днепропетровска в советский период
В начале XX века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население — с 121 тыс.жителей в 1897 г. до 252,5 в 1910 г. В событиях 1905 г. екатеринославский пролетариат принимал самое активное участие. Здесь начинали свою революционную леятельность И. В. Бабушкин, Г. И. Петровский и др. В октябре 1918 г. при гетьмане Скоропадском был открыт университет, действующий и поныне. В ходе гражданской войны город неоднократно переходил из рук в руки (деникинцы, Нестор Махно) В 1918—1919 годах город предлагалось называть Сичеславом. В 1926 переименован в Днепропетровск — за счёт расположения на реке Днепр (укр. название Дніпро) и в честь одного из деятелей коммунистического движения Григория Петровского (прижизненно). 25 августа 1941 г. город был оккупирован германскими войсками и позже попал в состав рейхскомиссариата Украина. Освобожден 25 октября 1943 г. войсками 3 Украинского Фронта в ходе Днепропетровской операции. После войны город был восстановлен и снова стал одним из важнейших промышленных и научных центров СССР. Уже в 1945 г. практически все эвакуированные на Восток заводы возобновили выпуск продукции. Кроме расширения и модернизации дореволюционных и довоенных предприятий здесь появились такие объекты, как Южный машиностроительный завод (строился с 1944 г.), Днепровский машиностроительный завод, радиозавод (с 1945 г.), Приднепровская ТЭС (1952 г.), завод тяжелых прессов (1953 −1955), шинный завод (1956—1961 гг. — Всесоюзная ударная комсомольская стройка); трикотажная фабрика «Днепрянка», (1969 г.), завод «Полимермаш». С 1955 г., после восстановления и застройки монументальными зданиями центра города (1948—1957) активно начали застраиваться свободные земли в южных районах Днепропетровска: пр. Кирова (верх), ул. Днепропетровская (ныне — Героев Сталинграда) — 12-й квартал, пр. Гагарина (верх), а также Новомосковское шоссе и ул. Косиора (ныне пр.им. Газеты Правда) — т. н. «хрущевская» застройка. По правому берегу Днепра была построена самая длинная в Европе набережная. В 1966 г. был сдан автомобильный Мост № 2 — самый длинный мост через Днепр («Новый мост»). В конце 1960-х — 1970-х в основном были построены новые жилые массивы 9-12-этажной застройки: Красный Камень, Парус, Коммунар, Тополь, Победа (1971—1983 гг.), Сокол, Западный, Северный, Левобережный, Клочко, Солнечный, Юбилейный, район улиц Калиновой, Строителей, Гладкова. В конце 1970-х −1980-х строились массивы Левобережный-3, Фрунзенский, район Подстанции, начал застраиваться 16-тиэтажными домами верх ул. Рабочей. В это же время в Днепропетровске появился ряд зданий оригинальной архитектуры общественного назначения:
Театр оперы и балета (1974)
Диорама «Битва за Днепр»(1975)
Летний кинолекторий в парке им. Шевченко (1977)
новые корпуса Зенитно-ракетного военного училища (1978)
новая гостиница в аэропорту (1979)
новый цирк (1980)
Дом архитектора (1980)
Дом политпросвещения (1982)
новая поликлиника УВД (1982)
новое здание Горисполкома (1983)
Железнодорожный почтамт (1983)
реконструированы исторический музей (1977), Украинский драмтеатр им. Т.г. Шевченко (1979), кинотеатр «Родина».
Указом Президиума ВС СССР от 20 мая 1976 г. Днепропетровск награждён орденом Ленина. В 1977 году для увеличения численности города Днепропетровска (для начала строительства метро требовалось не менее 1 млн.населения) в состав областного центра были включены пос. Игрень, г. Приднепровск, с. Чапли и др. До 1987 года — закрытый для иностранцев город, из-за размещения в нём ракетного производства. К концу 1980-х годов в связи с кризисными явлениями в экономике развитие города постепенно остановилось, продолжалась лишь достройка жилмассивов Тополь-1, Левобережный-3, верха ул. Рабочей. Однако в середине 1990-х сданы в эксплуатацию новый автовокзал и 1-я очередь метро (6 станций, 7,9 км), новый хирургический корпус областной больницы им. Мечникова, проведена реконструкция центрального рынка «Озерка». За послевоенный период население города более чем удвоилось: с 662 тыс.человек в 1959 г. до 1 млн 203 тыс.человек в 1991 году. После этого население города неуклонно сокращается: как по естественным причинам (сократившаяся рождаемость и возросшая смертность), так и вследствие переселения граждан в страны ближнего (в основном в Россию) и дальнего (Израиль, Германия, США) зарубежья. Значительное количество днепропетровцев находится на заработках в Москве, Тюмени, Италии, Греции, Испании.
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 15:53
Парк им. Т. Г. Шевченко
(с 1790-х до 1925 года — Потёмкинский сад) — центр отдыха в Днепропетровске. Он является одним из главных садово-парковых комплексов Днепропетровска (наряду с парком Лазаря Глобы). Парк был основан в конце 18 века казаком Лазарем Глоба. Он посвятил себя садоводству. Первый сад Лазарь Глоба посадил вокруг своего жилища - северо-восточная часть парка Шевченко, это был фруктовый сад — только очень большой. В 1787году сады Лазаря Глобы купил Потемкина. В 1789 году был построен изумительный дворец (Дворец культуры студентов ДНУ). Здание двора дважды подвергался сильным разрушениям и дважды реконструировался. Это самое старое каменное сооружение Днепропетровска. Фруктовый сад уступает место парку. Растения для сада были привезены из трех мест: оранжерею привезли из белорусского имения Потемкина Дубровна; из Молдавии доставили много фруктовых деревьев и виноградных лоз; из Кременчуга - фруктовый сад: яблони, вишни, груши, грецкие орехи, виноградные лозы. После смерти Потемкина большая часть оранжерей была продана на аукционе. В 1830-х годах Екатеринославскому дворянству были переданы дворец и сад Потемкина. В отреставрированном дворце разместилось Дворянское собрание. Сад становится центром элиты Екатеринослава - местом прогулок дворян, духовенства, крупных чиновников, живших неподалеку - на улицах Потемкинской (Ворошилова) и Новодворянской (Дзержинского).
В 1925 году парк был переименован в парк имени Т. Г. Шевченко, он стал излюбленным местом отдыха екатеринославцев. На территории парка (36 гектаров) построены различные здания: дворец культуры студентов им. Ю.А. Гагарина ДНУ, Святониколаевский собор, Летний театр, игровые площадки; памятники: Т. Г. Шевченко, генералу Каруны и погибшим студентам. В 1971 г. началась реконструкция парка. Была частично заменена растительность. Авторами проекта были Л. Г. Халявский и Е. Б. Ящунский - знаменитые архитекторы Днепропетровска. В 1972 году парк имени Шевченко был представлен на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) и получил статус памятника садово-паркового искусства государственного значения. Основную перепланировку завершили в 1973 году. В 1974 году - парк был награжден дипломом I - ой степени и дали звание «лучший». С 1990 года — парку присвоен статус национальный. Днепропетровский парк имени Т. Г. Шевченко состоит из двух частей: береговой части и Комсомольского (Монастырского) острова. На остров перекинут пешеходный мост и канатная подвесная дорога от улицы Данилы Нечая. На острове находятся: зоопарк, аттракционы,Аквариум пресноводных рыб, несколько водноспортивных клубов и баз, имеются пляжи.
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 15:54
История Монастырского острова
Название "Монастырский" - остров получил от якобы, существовавшего там византийского монастыря, основанного в 9-ом веке. В стенах монастыря княгиня Ольга пережидала бурю по пути в Царьград в 957 году. Здесь останавливался киевский князь Владимир Великий в походе на Корсунь (Херсонес) в 988 году. Когда в 1152 году великий князь Мстислав Изяславович, разбив половцев на реке Орель и на Самаре, посетил монастырь на острове. Монастырь прекратил свое существование в 1240 году, во время Западного похода Батыя. Тогда же прекратили свое существование древнерусские поселения в устье реки Самара (район Игрень), у Старых Кодаков, на острове Каменоватом.
Строительство Екатеринослава, центром которого должна была стать нагорная часть, привлекло к острову особое внимание князя Г.А. Потемкина-Таврического. На острове Г.А. Потемкин планировал построить университет, а для удобства сообщения построить сводный мост через пролив. Тогда же первый архитектор Екатеринослава, академик архитектуры, француз Клод Геруа планировал на Монастырском острове создать место для гуляния (1786 г.). Планы так и не были реализованы и об острове надолго забыли.
В 1817 году в Екатеринославе, по инициативе управляющего немецкими колониями статского советника Контениуса, было учреждено училище садоводства, в ведение которого передали парки города. В 1820 году Монастырский остров был отдан училищу, но уже 7 мая 1845 года министра государственного имущества граф Киселев распорядился о передачи острова к лесному ведомству, для разведения смолистых деревьев. В 1863 году лесное ведомство продало Монастырский остров в частные руки. Первым владельцем Монастырского острова стал Рябинин. Позже Рябинин продал Монастырский остров Бурякову. При смене хозяев, остров изменял и свои названия. В1889 году его приобрел Богомолов, то до середины 20 века остров был Богомоловским. Со временем менялся вид острова - весною он покрыт сплошным ковром зелени из редких трав и кустарников.
В начале 20 века остров стал опорой для железнодорожного моста, на берегу была устроена база яхт-клуба. В 1956 году остров был присоединен к парку им. Т.Г. Шевченко. Был построен мост через полноводный пролив. Днепропетровский остров получил новое имя к 40-летию Октябрьской революции, - Комсомольский остров. Комсомольский остров стал прекрасным местом отдыха. Центром парковой композиции стал памятник Т.Г.Шевченко. В 1999 году в северной части Монастырского острова был воздвигнут православный (московского патриархата) храм, удачно вписавшийся в ландшафт и в историческую судьбу острова.
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 16:00
Парк Лазаря Глобы
Парк Лазаря Глобы - второй старейший парк Днепропетровска и практически ровесник города. Отважный военный и увлеченный садовник, есаул Лазарь Остапович Глоба ушел в отставку и поселился на берегах Днепра в 1743 г. в слободе Половица.
В 1858 году Сад разделили на две части. Городская часть - открытая для отдыхающих, и техническая. В технической части сада были расположены опытные участки, оранжереи, школа садоводства и огородничества. После Октябрьской революции в 1917 году Городская и Техническая части сада стали одним парком и к 1930 году его полностью перепланировали и реконструировали территорию. В тридцатые годы парк сменил несколько названий, но в 1939 году парк был назван именем погибшего великого летчика Валерия Чкалова.
В 1992 году парк имени Валерия Чкалова был переименован, в парк запорожского казака Лазаря Глобы. В 1998 году парк стал "Центральным детским", но остался излюбленным местом как для молодежи, так и для старших поколений. За последние полвека в парке устанавливались и убирались памятники разным людям - военным, революционерам, летчику, запорожскому казаку
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 16:03
Днепропетровская детская железная дорога
В парке имени Лазаря Глобы, бывший парк Чкалова, построена уникальная для Украины – детская железная дорога. Она очень похожа на настоящую– только все это детских размеров ( поезда, станция, рельсы). Весной 1936 года началось строительство дороги. Спроектировали Детскую железную дорогу сами дети, а утвердили проект комсомольцы Днепропетровского института инженеров транспорта. Детская железная дорога построена была при помощи Днепропетровского паровозоремонтного завода. орога построена вокруг пруда, который находится в парке имени Л. Глобы. На Детской железной дороге были построены два тоннеля, которые назвали в честь поэтов А.С. Пушкина и В.Маяковского. На Детской железной дороге были построены две станции: главная станция Пионерская, там находится управление железной дороги, и Комсомольская, рядом с которой расположилось вагонно-локомотивное депо. Дорога была оборудована телеграфной радиосвязью, а на станциях была громкоговорящая связь. Подвижной состав довоенной ДЖД состоял из паровоза и шести двухосных вагонов. В 1941 году Детская железная дорога она закрыта. За годы оккупации и военных действий Детская железная дорога была полностью разрушена — станции сожжены, паровозы уничтожены, рельсы сняты. Но после освобождения Днепропетровска от немецко-фашистских захватчиков, уже в 1944 году Детская железная дорога была восстановлена. В 1954 году Днепропетровский вагоноремонтный завод, специально для Детской железной дороги построил два полумягких вагона. Вагоны оборудованы электроосвещением и центральным отоплением от паровоза. Тогда Детская железная дорога работала и зимой. С 1958 года на дороге работает тепловоз ТУ2-172. В 1972 году на дорогу поступил ещё один тепловоз - ТУ2-134. Тогда же старый паровоз и вагоны стали использоваться реже.
Детскую железную дорогу планировалось удлинить до 3-3,5 км, но эти планы так и не были реализованы, а в начале 90-х годов было разобрано депо, платформа имени Чапаева и станция Комсомольская. С тех пор поезд не делает промежуточных остановок. В 2001 году был разработан проект нового депо с большим учебно-культурным комплексом. Этот проект также реализован не был, была лишь капитально отремонтирована станция Пионерская. В настоящее время дорога работает с мая по сентябрь по выходным, а также в период зимних каникул.
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 16:10
Девочки выставлю фотографии города. Простите не свои, а найденные в инете.
Парк им Глобы.
вид на город с набережной.
свето музыкальный фонтан возле оперного театра
фонтан лебедь на набережной
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 16:22
и снова набережная Днепра
Вид с моста в сторону Монастырского острова. Видны: Цирк, гостиница Днепропетровск, фонтан Лебедь.
вид на Новый мост через Днепр
ночной проспект
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 16:27
Нашла немного исторических открыток. Огромное спасибо тому человеку который сделал такую подборку.
история железнодорожного вокзала
история старого моста
история гостиницы Украина
Брянская церковь - Органный зал
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 16:35
ЖД техникум
Дом Алексеева по ул. Короленко(Первозвановской) Сейчас УПО(Управление Пожарной Охраны)
Учительский институт -Уг.ул.8-го марта ул.Донского Сейчас жилой дом
Немецкая кирха
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 16:42
Астория
Богомоловский-Монастырский-Комсомольский
Памятник Пушкину
Отель Европейский уг. проспекта и Серова
Барельеф отеля Лондон
Трамвай
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 16:50
почта
Театр - Театр Горького
Музей Поля (Исторический музей)
Окружной суд Прокуратура К.Маркса
вокзал
Городская управа
Ветерок_ подруга
Меня зовут : Санечка я :о)Настроение : Откуда : Россия Спасибо : 78
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 16:53
ух, какой обзорищще!!! Спасибо огромное за экскурсию. Очень интересно и познавательно. Столько нового узнала. А картинки-фото прикрасно дополняют обзор Еще раз ОГРОМНОЕ спасибо
Ветерок_ подруга
Меня зовут : Санечка я :о)Настроение : Откуда : Россия Спасибо : 78
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 17:01
не..скажу :о) каааакие фантанчики!!!!!! муррррр, мурррррр просто
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 17:58
Можно посмотреть про Днепр тут
Elena-SA дебютантка
Меня зовут : ЕленаОткуда : РФ Спасибо : 4
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 20/10/2010, 19:19
У вас здесь и фотографии есть!Супер!!!!
Kissa подруга
Меня зовут : МилаНастроение : Откуда : Украина, Днепропетровск Спасибо : 158
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 21/10/2010, 12:38
Светочка, какая ты умничка. Я просто влюбилась заново в этот город. Просто показала во всей красе родной город. За работой и не замечаешь... Спасибо, тебе, дорогая
Золушка Модератор
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Нижний Новгород Спасибо : 602
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 21/10/2010, 12:55
Светлан, спасибо за красоту! Очень понравилось
Джони дружелюбная
Меня зовут : ИринаОткуда : Симферополь Спасибо : 65
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 21/10/2010, 13:01
Светик снимаю шляпу,фотки мастерские,моменты ухвачены замечательно.Обзор --слов нет.Спасибо за экскурсию!!
Kissa подруга
Меня зовут : МилаНастроение : Откуда : Украина, Днепропетровск Спасибо : 158
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 21/10/2010, 13:07
А еще... А еще... Тот маленький принц на шаре в парке Глобы (Чкалова), так его дела непосрелственно папа моей кумы на заводе
Украиночка АДМИНИСТРАТОР
Меня зовут : СветланаНастроение : Откуда : Украина Запорожье Спасибо : 1222
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 21/10/2010, 15:05
Кисонька город то и мне не чужой. Я там прожила все свое сознательное детство и юность. Так что он мне тоже родной.
Классный мальчик на шаре. Хотя мне больше Самсон нравился. Это было мое детство.
Север Модератор
Меня зовут : ЛенаНастроение : Откуда : МО Спасибо : 333
Тема: Re: Днепропетровск - мой край родной. 21/10/2010, 16:55