Тульская глиняная игрушка
Первое упоминание о них датируется 1912 годом. Тогда в начале XX века в знаменитой статье Александра Николаевича Бенуа «Игрушки» в журнале «Аполлон» были приведены эскизы четырех фигурок: гуляющей пары, кормилицы с ребенком под зонтиком, монаха и няни с мальчиком. Не которые сведения о тульской игрушке: офи церах и дамах, лошадках-свистульках — есть и в книге «Нравы Растеряевой улицы» уроженца Тулы писателя Г.И. Успенского.
Но распространены игрушки здесь были задолго до начала XX века, о чем свиде тельствуют последние находки археологов. Так, раскопки'1993 г., проведённые в центре Тулы, дали в пластах XVII в. уникальную на ходку — фигурку барыни без головы, по ха рактеру исполнения очень близкую рабо там конца XIX—начала XX вв., которые встречаются в музейных собраниях России.
Промысел, возникший в слободе Большие Гончары, просуществовал до революции. Гончарная артель же существовала вплоть до 1930-х гг. Затем игрушка была забыта. Уникальное мастерство, казалось, кануло в Лету.
ульская городская игрушка не отличается многообразием сюжетов: это бары-и с зонтиками, гуляющие и танцующие пары, амазонки и наездники, доярка с коровой, пеленальщица.
У больших по размерам кукол способ изготовления лиц напоминает приём, применявшийся китайцами в XV—XVII вв. — оттиск готовой маски. К другому типу относятся круглые лица с выразительными глазами-колесиками и маленькими носиками.
Фигурки отличаются своеобразной пластикой. Их туловища вытянуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие юбки-колоколы.
Эти пропорции придают куклам изящество и легкость. Игрушки, по всей видимости, лепились из разных частей. Мастера отдельно изготавливали юбку с тулови щем, затем формовали головку с шеей и вставляли ее в приготовленное в верхней асти туловища отверстие, замазывая ме-то стыковки, потом примазывая заранее приготовленные руки. Затем костюмы фи-урок украшались оборками и рюшками. Существует гипотеза, что фигуры делали несколько мастеров — возможно, юбки юлоколами лепили мужские руки, а мел-:ие детали и сборку выполняли женщины.
Так же отдельно лепился зонтик и при цеплялся к фигурке при помощи проволоки, которая прокалывала верхнюю 1асть туловища. Создавалось впечатле-ше, что барыня держит зонтик рукой, согнутой в локте. Удивительно тактично ( игрушечников сработаны все детали на->ядов — тонко вылепленные оборки при мазывались к костюмам.
Фигурки индивидуальны по росписи. :е колорит — нежных, пастельных тонов. Роспись исполнялась темперной краской, 1меела матовую, непрозрачную поверх-юсть. Интересно, что у игрушек, практиче-:ки нет орнамента — изящные линии как эы служат продолжением детали наряда.
Прежде чем наносить краску, игрушки Зелили. Видимо, это делали потому, что глина была разных цветов и после обжига работы приобретали различные оттенки розового цвета.
Произведения, дошедшие до наших дней, дают наглядное представление о на рядах 1880-х годов. Условность в пласти ке и росписи позволяет представить облик персонажей, но не переходит в излишнюю натуралистичность. Удивительная элегант ность нарядов завораживает своими фасонами и декором.
Наряду с богатыми дамами, как бы прогуливающимися под зонтиками, встреча ется еще один персонаж — кормилицы. Характер их одежды уже проще, ближе к народному костюму. На них белые коф ты и юбки с передниками, на голове — по войники и косы с лентами, спускающиеся по спине ниже талии. По силуэту фигурки более скромные и строгие, у них нет, на пример, налепленных на юбках оборок. В руках кормилицы держат или маленьких барынь в красивых нарядах, или барчуков, тоже в модных костюмах.
Своеобразна пластика кавалеров, соп ровождающих дам. Они имеют такие тон кие ножки, что вынуждены как бы прилепиться к пышным оборкам своей подруги. У них военная выправка, гордая, затянутая в мундир фигура и небольшая головка с пышными кудрями. Изображаются эти пары или на прогулке, или в танце.
Уникальны по выразительности образа сюжеты с монахом и монахиней. Их широ кие у основания юбки-колокола с высокой талией переходят в туловища с маленькими головками и головными уборами. В руках-ладошках, выгляды вающих из широких рукавов, монах или монахиня держит рас крытую книжку. Раз личие между ними в го ловном уборе и бороде, налепленной на лицо монаха.
Другой вид тульских игрушек — жанровый. Ком позиция «Всадница в прогу лочном наряде на коне» отличается большой це лостностью. Две фигурки словно слиты воедино, дополняя и обогащая друг друга и в пластике, и в росписи.
Прошло почти столетие. Но интерес к данному промыслу не угас. Современ ные художники стараются возродить утерянные традиции.