Производство игрушки сопутствовало старинному гончарному промыслу в Панфиловской волости Каргопольского уезда. В отличие от гончарного дела изготовление игрушки в XX в. не прервалось. В промысле сохраняются наиболее традиционные типы русской игрушки - женские фигуры, изображения животных. В последние десятилетия получили распространение жанровые сцены. Для каргопольской игрушки характерна красочная роспись по предварительно выбеленной поверхности фигур.
В настоящее время делаются попытки восстановить каргопольское гончарное ремесло.
"Гончарный ряд на каргопольской ярмарке располагался посреди площади, под самой соборной колокольней. Его можно было узнать без ошибки по переливчатому свисту незатейливых глиняных утушек, что служили мастерам и как превосходная реклама. Какой ребенок не притянет к прилавку родителя: "Купи, тятя, коня!" А заодно с копеечной "бобкой", глядишь, и новая крутобокая квашня в дом просится.
Игрушку, конечно, наказывали беречь, да только редко она доживала в целости до следующей ярмарки. Впрочем, ребенок может играть даже с поленом, замотанным в тряпочку, и с конем без ноги. Быстро стирались и самодельные краски: мел, сажа, синька, а то и скобленая ржавчина. Поэтому красили лишь ее "фасад", наводили простой узор: точки, черточки, кресты, круги с крестом внутри, либо вписанные один в другой концентрические окружности с синей точкой в центре."
Искусство изготовления каргопольских игрушек — ис кусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине.
Подготовка глины, технология изготовления каргополь-ских игрушек' такая же, как и везде: берут глину подальше от реки, в овраге, где она пожирнее, чем речная (речная гли на тощая, то есть имеет много песка). Каждый мастер выби рает свой способ приготовления глины: кто-то сначала под сушивает кусочки глины, затем толчет ее до состояния по рошка, затем замачивает и замешивает, словно тесто. Кто-то, наоборот, сначала ее заливает водой, перемешивает. Весь мусор — камешки, травинки — осядет на дно, тогда жид кую глиняную массу сливают и дают отстояться еще. Мож но ее затем пропустить через сито и дать подсохнуть, тогда лишняя влага испарится. Глина готова для лепки, если хо рошо отстает от рук.
При лепке мастер почти не пользовался инструментом. Главное орудие труда — его руки. Глину тщательно мяли, перемешивали, чтобы превратить ее в однородное глиняное тесто. Чуткие руки масте ра чувствуют мельчайшие камушки и комочки, ко торые могут помешать при лепке и обжиге. Рука мастера служила своеоб разным мерилом, эталоном пропорций — сред ний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Вот почему игруш ки получались ровными, одинаковыми.